|
Заслуженный лётчик-испытатель, полковник
|
1973
год выпуска
|
Бачурин Иван Иванович родился 29 января 1942 года в селе Берестовенька, ныне Красноградского района, Харьковской области (Украина). В 1959 году окончил 10 классов школы.
На службе в армии с августа 1959 года. В 1960 году окончил 1-й курс Кировоградского Высшего военного авиационного училища летчиков (ВВАУЛ). После первого курса переведен в Оренбургское ВВАУЛ. В 1963 году окончил Оренбургское ВВАУЛ, назначен в нём лётчиком-инструктором 814-го учебного авиаполка, в 1964 году – 904-го учебного авиаполка.
С июля 1968 года по март 1992 года - лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС им. В.П. Чкалова (2 Управление, СЛИ БА, с 1987 года - 4 Управление).
В 1969 году, по ходатайству командования ГК НИИ ВВС перед ректором Московского авиационного института, зачислен на третий курс вечернего факультета «Взлет» Московского авиационного института при в/ч 15650 (имени С. Орджоникидзе), который без отрыва от службы окончил в 1973 году по специальности «Самолетостроение» и получил квалификацию «Инженер-механик».
В 1978-1987 годы - заместитель начальника СЛИ БА по лётной части.
В 1978 году был отобран в группу летчиков-испытателей ГКНИИ ВВС им. В.П. Чкалова для проведения атмосферных испытаний МТКК «Буран». С января 1979 года по ноябрь 1980 года проходил (методом сборов) общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю.А. Гагарина в качестве слушателя-космонавта. После окончания ОКП вернулся в ГКНИИ ВВС на испытательную работу. 12 февраля 1982 года решением МВКК ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1982 года, за большой вклад в испытания новой авиационной техники, полковник Бачурин Иван Иванович был удостоен Почётного звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР».
С августа 1987 года назначен командиром группы космонавтов-испытателей в образованную в 4-м Научно-испытательном управлении Чкаловского филиала ГК НИИ ВВС (в поселке Чкаловский Московской области).
Закончил подготовку к полетам по теме «Буран» в Центре подготовки космонавтов. В рамках программы «Буран» отрабатывал методы бездвигательной посадки (на малой тяге) по крутой глиссаде, систему автоматического управления посадкой на самолётах-лабораториях Ту-22М, Ту-154, МиГ-25 и МиГ-31. Испытывал систему отображения информации на траектории спуска «Адонис». Совершил 6 атмосферных полётов на БТС-002 (аналоге орбитального корабля «Буран»). Прошёл подготовку в группе к полёту на КК «Союз ТМ-спасателъ» в качестве командира экипажа. Проводились испытания андрогенно-периферийного узла для стыковки с «Бураном».
Указом Президиума Верховного Совета СССР №УП-1275 от 30 декабря 1990 года, за заслуги в создании и проведении испытаний многоразовой космической системы «Энергия-Буран», полковник Бачурин Иван Иванович был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» IIIстепени.
Одновременно с космической подготовкой занимался испытательной работой. За период испытательной деятельности провел ряд сложных работ по Государственным испытаниям самолетов: А-50, фронтового бомбёра Су-24М при отказе двигателя на взлёте, стратегического бомбардировщика Ту-95МС на отказ двигателя в полёте и посадку с односторонним отказом двух двигателей, испытания ночной дозаправки Су-24М, испытания систем дозаправки Ту-22М и Ту-95. Выполнил ряд испытательных работ на Ан-26, Ан-72, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрiя», МиГ-25, Ту-16, Ту-95, Ту-126, Ил-76, Як-28.
В мае 1990-го с С.А. Горбиком выполнил первый коммерческий рейс на стратегическом транспортном Ан-225 «Мрiя», доставив трактор Т-800, вес которого превышал 100 т, из Челябинска в Якутию.
Во время одного из полётов на штурмовике Су-25 при полном вооружении разрушился двигатель, во время другого полёта - на сверхзвуковом Ту-22 двигатель загорелся. Во время испытательных полётов случались отказы шасси, разрушалось остекление кабины, обрывался топливный шланг при дозаправке в воздухе. Но во всех ситуациях ему удавалось посадить самолёт.
В период испытательной работы полковник Бачурин И.И. освоил более 50 типов самолетов конструкции Туполева, Яковлева, Микояна, Ильюшина, Антонова, вертолетов Миля. Один из первых летчиков-испытателей ВВС, подготовленных для полетов в космос на орбитальном корабле «Буран». Общий налет более 5000 часов. Парашютист-инструктор. Выполнил более 180 парашютных прыжков.
С ноября 1992 года Бачурин И.И. находится в запасе.
В 1992-1993 годах работал начальником службы лётных испытаний фирмы АОЗТ «Альфа». В 1994-1995 годах работал начальником службы лётных испытаний КБ «Термоплан» (создание дирижаблей). С 1999 года – консультант отдела координации технического развития, автоматизации и унификации средств и систем органов по использованию воздушного пространства (ИВП) и обслуживанию воздушного движения (ОВД) Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
И.И. Бачурин за время службы награждён орденами Красной Звезды (19.02.1986г.) и «За службу Родине в ВС СССР» III-й степени (30.12.1990г.), 9-ю правительственными медалями.