Годы стабильной работы

В разработке методик проведения лабораторных работ и отладке их принимали участие преподаватели МАИ Рощин Б.В., Куприянов А.И., Карлов А.А., а также специалисты войсковой части 15650.

На цикле моделирования и вычислительной техники совместными усилиями студентов-дипломников и сотрудников цикла был создан стенд управляемости самолетом. Дипломные проекты студентов Мартыненко А. и Васильева Б. (руководитель к.т.н. Журавлев В.В.), посвященные разработанному стенду, были оценены на «отлично». Стенд управляемости ЛА вызвал большой интерес у преподавателей из войсковой части 15650 и кафедр МАИ. Будучи на первых порах демонстрационным, он открывал большие возможности в перспективном развитии курсов «Системы управления самолетом», «Динамика полета и летные испытания». Стенд в дальнейшем постоянно совершенствовался и модернизировался, в него вводились все новые системы. Это позволяло проводить на нём целый ряд новых лабораторных работ по курсам «Системы управления самолетом», «Динамика полета и летные испытания» и др. Соединение стенда с машинами МН-7 привело к получению целого лабораторного комплекса, открывающего большие возможности для учебной, научной и практической деятельности преподавателей факультета, сотрудников цикла, студентов-дипломников.

Для проведения работ по аэродинамике и теории полёта самолёта под руководством Бунеева И.А. силами сотрудников Мурашко В.С., Дзятковского И., Кыштымова Б., Коноплёва В. в 1975 году в самолётном зале была изготовлена аэродинамическая труба кольцевого типа. В результате комиссия, состоявшая из профессоров головного МАИ, с удивлением признала, что аэродинамическая труба соответствует всем необходимым требованиям и может использоваться в учебном процессе и проведении научно-исследовательских работ.

Большой вклад в учебно-методическую работу комплексной лаборатории (самолётный зал) в этот период внесли доцент Куликов А.А. и старший преподаватель факультета Воронин С.И.

С приходом на факультет в 1977 году преподавателей инженеров Севастьянова И.М. и Толкуновой О.Б. началось бурное развитие и оснащение новым оборудованием лабораторий «Теория машин и механизмов», «Сопротивление материалов», «Теория обработки конструкционных материалов», «Конструкционные материалы». Устанавливаются тесные контакты с кафедрой 309.

Жизнь на факультете шла полным ходом – получали и внедряли в учебный процесс новое оборудование, «ставили» и модернизировали лабораторные работы, работали над новыми конспектами, методиками и руководствами. И все это делалось днём в свободное от учебы время, а вечером факультет гостеприимно распахивал двери для обучающихся студентов. В декабре 1977 года получена система «Ритм - 2М». Монтаж ее начат в апреле 1978 года (заведующая – старший инженер Володина Л.Ф.).

С 1 января 1978 года по приказу ректора МАИ от 18 ноября 1977 года № 446/орг. факультет начинает действовать согласно утверждённому «Временному положению о факультете «Взлёт», по которому факультету предоставлено право самим оформлять на работу учебно-вспомогательный, учебно-производственный и административно-хозяйственный персонал, самостоятельно принимать на работу преподавателей-почасовиков.

В мае 1978 года впервые на факультете «Взлет» проведен Государственный экзамен по «Научному коммунизму».

В связи с увольнением в запас полковника-инженера Володина Ю.И. приказом ректора МАИ и командира в/ч 15650 от 27 октября 1978 года № 442орг./766 начальником вечернего факультета «Взлёт» МАИ назначен полковник, к.т.н. Ермолов Николай Михайлович.

К этому времени учебная база факультета «Взлёт» ежегодно пополнялась самолетами, двигателями, бортовыми радиоэлектронными системами и другой аппаратурой. Из ГНИИ им. В.П. Чкалова факультету были переданы самолеты Су-17, Л-29, двигатели АЛ-7, Р-11-Ф300, РД-45 катапультные кресла, различное бортовое оборудование, системы жизнеобеспечения, спасения и др.

В апреле 1979 года на факультете образовано общество «Знание», бессменным председателем которого являлась Устинова А.П., а членами – сотрудники факультета Тихон В.А., Нестеренко В.Ф., Овчаренко П.В., Цвеликов Н.В. Общество «Знание» проводило большую лекционную работу на предприятиях города и района по разъяснению внутренней и внешней политики государства, за что члены общества неоднократно награждались грамотами горкома и обкома КПСС.

20 марта 1980 года исполнилось 50 лет со дня организации Московского ордена Ленина авиационного института имени Серго Орджоникидзе. Указом Верховного Совета СССР институт был награжден орденом Октябрьской Революции. На торжественном собрании в Москве от факультета «Взлёт» присутствовали генерал-майор авиации Алфёров В.В. (заместитель командира в/ч 15650 по научно-исследовательской работе), Ермолов Н.М., Щёголев В.П., Самойлова Г.Р.

В сентябре 1980 г. состоялось торжественное заседание, посвященное 15-летию факультета. Присутствовали представители ректората, парткома и ведущих кафедр МАИ, представители в/ч 15650, предприятий оборонно-промышленного комплекса, городского комитета КПСС, выпускники и сотрудники факультета. С приветствиями и поздравлениями выступили: заместитель декана сектора по вечернему обучению МАИ Евдокимов К.В., доктор технических наук Иванов-Цыганов А.И., Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, заместитель командира в/ч 15650 по лётной работе, выпускник факультета 1971 года генерал-майор авиации Петров В.И., заместитель декана факультета к.ф.-м.н. Щеголев В.П., старший преподаватель факультета Бессонова Г.И. и др. После торжественного заседания был проведен концерт художественной самодеятельности, в котором приняли участие гости, шефы и сотрудники факультета.

Коллектив в институте был большой и очень дружный. Общественная работа кипела, как и везде в советские времена. Отмечали все основные праздники – 23 февраля и 8 марта, 1 Мая и день Победы, День защиты детей и Новый год; весело с музыкой ходили на демонстрации и проводили субботники по уборке лабораторий и территории. На праздники писали стихи, сочиняли частушки, ставили спектакли, делали наряды для «показа мод», пели и танцевали, устраивали конкурсы и фотовыставки; к каждому празднику выпускали стенгазету. Совместно с в/ч 15650 на факультете проводились вечера, огоньки, КВН.

В 1983 голу организациями Минавиапрома была передана факультету новейшая по тем временам система «Резеда», только что прошедшая лётные испытания. Это сразу позволило оснастить лабораторию №17 (спецлабораторию) факультета и московские лаборатории кафедр 401 и 402 МАИ новейшей аппаратурой.

Приказом начальника факультета «Взлёт» от 29.12.1983 года №23 в целях привлечения студентов факультета к творческой работе, приобретения ими практических навыков в проектировании и построении летательных аппаратов создано студенческое конструкторское бюро (СКБ) при лаборатории 0535 (самолётный зал). Техническим руководителем СКБ назначен Бунеев И.А. Этим приказом предписывалось в рамках СКБ проектирование и строительство экраноплана.

Свой вклад в подготовку специалистов вносили сотрудники кабинетов общественных наук, экономики, технических средств обучения. Кабинет общественных наук оказывал помощь студентам в подготовке к занятиям по курсам: история КПСС, политэкономия, марксистко-ленинская философия, научный коммунизм, а сотрудникам факультета – к политическим занятиям. Здесь было большое количество наглядных пособий и необходимой литературы.

В кабинете экономики проводились все виды занятий по курсам «Экономика производства» и «Организация управления производством» – чтение лекций, проведение лабораторных и практических работ. Здесь всегда можно было получить квалифицированную консультацию по любому экономическому вопросу. В кабинете велась большая работа по созданию разнообразных учебно-методических пособий, действующих стендов, плакатов, обзоров и т.д. Все это делалось руками сотрудников кабинета под руководством старшего преподавателя Тихон В.А.

Для повышения эффективности процесса обучения преподаватели факультета на своих занятиях использовали различные технические средства обучения: кино и диапроекторы, автоматизированный класс «Ритм-2М», машины контроля «КИСИ-5М» и др. Применению технических средств на занятиях предшествовала большая подготовительная работа, которую успешно проводила заведующая кабинетом Павлива Т.И.

Повысилось методическое мастерство преподавателей факультета «Взлёт» МАИ. Этому способствовала работа Методического Совета факультета и регулярное обучение на факультете повышения квалификации в МАИ в г. Москве.

В 1984 году факультет отметил рубежное событие – успешную защиту дипломного проекта тысячным выпускником факультета. Им оказался военнослужащий капитан Порядин А.В., выпускник по специальности 0707, впоследствии начальник специальной связи ГНИИ им. В.П. Чкалова.

В 1985 г. факультет «Взлёт» МАИ отмечал свое двадцатилетие. В честь двадцатилетия факультета приказом ректора МАИ Белякова И.Т. от 12.09.1985 года №390/п были награждены Почётными грамотами лучшие преподаватели.

Получили благодарности заведующие лабораториями, кабинетами, инженеры и лаборанты.

К 1985 году – двадцатилетию факультета «Взлёт» МАИ – было выпущено свыше 1000 специалистов, из которых 95% работало по своей основной специальности.

Среди выпускников факультета были будущие лётчики-космонавты, заслуженные лётчики-испытатели Советского Союза и Российской Федерации, Герои Советского Союза и России, командиры войсковых частей и их заместители, генералы и полковники, руководители испытательных бригад.

Было установлено негласное требование: все лётчики ГНИИ им. В.П. Чкалова должны закончить факультет «Взлёт» – получить инженерное образование, что давало хорошие перспективы роста в должности и звании. Это объясняется тем, что испытательная деятельность требует от лётчика-испытателя инженерного понимания всех процессов, происходящих в лётном эксперименте. Такой подход распространялся и на выпускников Центра подготовки военных лётчиков-испытателей (ЦПЛИ), уникальной организации, созданной в 1971–1972 годах при ГНИИ им. В.П. Чкалова (таких центров в нашей стране только два – первый из них в ЛИИ им. М.М. Громова, созданный сразу после окончания Великой Отечественной войны для подготовки гражданских лётчиков-испытателей). Среди 58 выпускников первых трех выпусков ЦПЛИ 1974–1976 годов 38 закончили факультет «Взлёт» МАИ, а среди слушателей первых 14 выпусков ЦПЛИ (1974–1989 года) – 40% выпускники факультета «Взлёт» МАИ.

Все это явилось большим стимулом как для преподавателей факультета, так и для уже технически хорошо подготовленных студентов.

Труд лётчиков-испытателей связан с риском. Учить «самолеты летать» не только сложно, но и опасно. Ни один боевой самолет не попадет в строевую часть, пока не будет испытан на всех предельных режимах в ГНИИ им. В.П. Чкалова. Сталкиваясь в процессе проведения испытаний с непознанными явлениями, летчики-испытатели идут на риск, иногда ценой собственной жизни выявляя скрытые дефекты и недоработки новой авиационной техники, что позволяет создавать более надежную и совершенную технику для авиации нашей страны. Это работа и выпускников филиала «Взлёт» МАИ.

В одном из красивейших мест города Ахтубинска возвышается мемориальный комплекс «Крыло Икара», увековечивший воинскую славу лётчиков-испытателей, не вернувшихся из полета. Возведенный по инициативе лётчиков-испытателей он стал городской святыней, где проходят самые значимые городские мероприятия, воинские ритуалы, куда горожане приносят цветы. Имена лётчиков, не вернувшихся из полёта, золотыми буквами вписаны на гранитных стелах мемориального комплекса, которые объединяют высеченные стихи выдающегося поэта Роберта Рождественского, написанные им специально к открытию памятника:

«Вы в небо ушли, растаяв в далекой облачной мгле,
Память о вас осталась в наших сердцах на земле.
Помним всех поимённо, горем помним своим.
Это нужно не мёртвым, это нужно живым».

Среди них есть имена и выпускников факультета «Взлёт».


Контакты

Директор: Жиделев Андрей Викторович

Адрес: 416501, Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Добролюбова, 5

Тел./Факс: +7 85141 5-16-74

E-mail: vzlet-mai@mail.ru

Мы в социальных сетях:
   


Посещаемость
Яндекс.Метрика