1985-1990 г.г.
Существенные преобразования по развитию факультета
В 1985 году вместо убывшего в отставку полковника Ермолова Н.М. приказом командира в/ч 15650 от 14.11.1985 г. №490 и приказом ректора МАИ от 19.11.1985 г. №854 начальником факультета «Взлёт» МАИ был назначен полковник-инженер, к.т.н. Бизин Геннадий Александрович, который активно приступил к разрешению существующих к тому моменту проблем:
- введение очного обучения;
- открытие кафедр, обеспечивающих самостоятельное в полном объеме обучение и выпуск студентов по всем образовательным программам;
- адаптации существующих специальностей к требованиям основного заказчика –в/ч 15650.
Эти проблемы взаимосвязаны и первой, которую удалось решить – это образование кафедры «Испытаний авиационной техники» (ИАТ).
Следует отметить, что решение вышеуказанных проблем совпало по времени с коренными преобразованиями в нашей стране, но, невзирая на все возникшие трудности, их удалось решить.
В январе 1986 года на имя проректора МАИ Новикова В.Н. было направлено ходатайство об открытии кафедры «Испытания авиационной техники», к которому прилагались все необходимые документы. Однако никаких решений не последовало.
Через год в январе 1987 года начальником факультета «Взлёт» было отправлено повторное ходатайство об открытии специализированной кафедры «Испытания авиационной техники» (ИАТ) на территориальном факультете «Взлёт», которое было рассмотрено на заседании Ученого Совета МАИ. Руководители факультета полковник Бизин Г.А. и заместитель декана Севастьянов И.М. в своих выступлениях доказывали, что отсутствие кафедр на факультете затрудняет подготовку студентов для работы в ГНИИ им. В.П. Чкалова, исключает подготовку собственных научных кадров для преподавательской работы.
Ученый Совет МАИ поддержал руководство филиала и приказом от 1 июня 1987 года №386 Министерства высшего и среднего специального образования было разрешено открытие кафедры. На основании этого приказа приказом ректора МАИ от 18 июня 1987 года №256 на факультете «Взлёт» МАИ создана кафедра «Испытания авиационной техники».
Текущую работу кафедры ИАТ на начальном этапе отражает справка заместителя начальника учебного отдела МАИ Белоногова Б.А. о выполнении задания по командировке с 6 по 10 апреля 1988 года на факультет «Взлёт». В частности в ней отражен интересный момент о том, что в/ч 15650 принимает решение о строительстве учебного корпуса с размещением в нем вычислительного центра факультета. Здание двух этажное и с основным корпусом будет соединено переходом на уровне 2-го этажа (общая площадь здания –1700 м2. Бизин Г.А., как начальник вечернего факультета в то время, подтверждает, что такое здание было включено в план строительства в/ч 15650 (на месте, где сейчас находится одно из подразделений ООО «УК Центр» – между филиалом и рынком), но его строительству помешали события, связанные с распадом СССР.
С началом работы кафедры ИАТ началась подготовка к переходу со специальности «Самолетостроение» на специальность «Летные испытания ЛА» и подготовка к открытию дневного обучения.
Практика показала, что учебный план по одной из основных специальностей факультета «Самолетостроение» не в полной мере отвечал требованиям заказчика – ГНИИ им. В.П. Чкалова. Кроме этого, проведение всех видов практик по специальности «Самолетостроение» требовало наличие на нашей территории самолетных конструкторских бюро, которых не было.
Для адаптации к требованиям ГНИИ вначале руководством и Советом факультета было принято решение о введении в учебный план специальности «Самолетостроение» дисциплин «Лётные испытания самолетов» и «Лётные испытания авиационных комплексов». Кроме этого, в дипломный проект была введена специальная часть, посвященная лётным испытаниям.
Однако, это проблемы не решало. Требовались специалисты не этапа проектирования и создания ЛА, а другого этапа жизненного цикла летательного аппарата – его испытаний и доводки. Специальность «Лётные испытания ЛА» уникальна. В России только факультет «Стрела» МАИ выпускал инженеров-испытателей для работы в летно-исследовательском институте им. М.М. Громова в городе Жуковском. Такие же специалисты необходимы были и ГНИИ им. В.П. Чкалова. Для этого требовалось совместными усилиями специалистов факультета «Взлёт», базовых кафедр МАИ и ГНИИ им. В.П. Чкалова выполнить ряд методических и организационно-штатных мероприятий для перехода на новую специальность.
Одним из главных мероприятий являлась разработка учебного плана обучения по специальности «Инженер-испытатель летательных аппаратов». Отработка такого нового плана обучения с учетом испытательной деятельности ГНИИ им. В.П. Чкалова выполнялась составом преподавателей кафедр 101, 106, 605 МАИ, кафедры ИАТ, руководством факультета «Взлёт» и группой военнослужащих под руководством заместителя командира ГНИИ им. В.П. Чкалова по научно-исследовательской работе к.т.н. полковника Стефашина А.С.
Такой учебный план был создан и приказом ректора МАИ от 2 января 1989 года вместо специальности 0535 с 1989/1990 учебного года на вечернем факультете «Взлёт» было введено обучение по специальности «Лётные испытания самолётов», которая полностью отвечала основному направлению деятельности в/ч 15650.
Также руководством факультета было внесено предложение образовать филиал кафедры на территории в/ч 15650, которое не реализовалось.
К этому времени практика показала, что перспектив только вечернего обучения нет, так как набрать ежегодно 100 военных абитуриентов не представлялось возможным. Альтернативой являлось обоснование (в рамках контрольных цифр набора) обучения студентов и на очной (дневной) форме. Город к этому времени насчитывал около 50 000 человек, а 9 городских средних школ выпускали ежегодно свыше 400 потенциальных абитуриентов.
На обращение Совета факультета «Взлёт» об открытии дневного отделения ректорат МАИ ответил не сразу, но положительно.
В июле 1989 года, благодаря инициативным и настойчивым действиями руководства факультета «Взлёт», которые были поддержаны командованием в/ч 15650 и руководством МАИ, приказом по Министерству высшего и среднего специального образования СССР №348 (в соответствии с обращением командования ГЛИЦ им. В.П. Чкалова), было открыто дневное обучение на факультете «Взлёт» МАИ при в/ч 15650.
Приказом предписывалось из ежегодного приема четырех вечерних групп по 25 человек перевести на дневную форму обучения две группы по 25 человек.
Следует заметить, что для Ахтубинска, провинциального городка, это было историческое решение. Факультет позволял не только напрямую готовить военных инженеров-испытателей без отрыва от испытательной деятельности по вечерней форме обучения, но и готовить по дневной форме обучения молодое поколение города по этому направлению. Выпускники факультета стали иметь возможность пополнять как военные, так и гражданские кадры в в/ч 15650 и организациях авиационной промышленности как у нас в городе, так и за его пределами, тем самым сохранялась преемственность поколений авиационных специалистов.
Первый прием на дневное обучение был проведён в июле 1989 года в количестве 50 человек. Заявлений было подано более 120. В связи с новыми условиями приёмная комиссия работала в экстремальных условиях (секретарь приёмной комиссии Петрова Н.С.), но, не взирая на все трудности, замечаний по организации вступительных экзаменов не было. С переходом на дневное обучение единственная кафедра ИАТ не в состоянии была обеспечивать подготовку инженеров-испытателей и радиоинженеров по всем разделам этих образовательных программ. По решению Совета факультета начальник факультета обратился к ректору МАИ с просьбой об открытии еще двух кафедр: кафедры «Радиоэлектронных и вычислительных систем» (РЭВС) и кафедры «Математического обеспечения летных испытаний» (МОЛИ). В феврале 1990 года эти кафедры приказом ректора Рыжова Ю.А. от 01.02.1990 №74 были открыты. Исполнение обязанностей заведующего кафедрой РЭВС было возложено на к.ф.-м.н. Щёголева В.П., а обязанностей заведующего кафедрой МОЛИ – на к.т.н. Бадретдинова Р.Р., с последующим прохождением на эти должности по конкурсу.
Приказом ректора МАИ (на основании решения Учёного Совета МАИ от 24.02.1992 года) от 10.03.1992 г. №79 на факультете «Взлёт» МАИ организована кафедра «Гуманитарные науки. Первой заведующей кафедрой ГН была избрана к.ф.н. Карпенко Л.И. Теперь все разделы учебных планов в соответствии с едиными государственными образовательными стандартами обеих специальностей были обеспечены организационно и методически.
Таким образом, в начале 90-х годов все три крупные задачи, указанные выше, были успешно решены руководством факультета во главе с Бизиным Г.А., что создало все предпосылки для дальнейшего развития факультета и преобразования его в более самостоятельную организацию. Однако, к этому времени на деятельности факультета стали существенно сказываться факторы, вызванные коренными изменениями в нашей стране.